Брянский областной суд отказал в удовлетворении административного иска о незаконности нормы постановления Правительства Брянской области от 17 марта 2020 г. № 106-п “О введении режима повышенной готовности на территории Брянской области”, сославшись на законы о санэпидблагополучии, свободе передвижения и защите от ЧС, а также указав на приоритет права на здоровье над иными правами граждан в период угрозы эпидемии COVID-19 (Решение Брянского обл.суда по административному иску к правительству Брянской области).
В соответствии с постановлением Правительства Брянской области гражданам запрещено покидать места проживания (пребывания), кроме некоторых исключений – на работу (не всем), экстренно к врачу, а также в ближайший магазин, вынести мусор и выгулять собаку вблизи жилища.
Истцы считали, что областное Правительство превысило свои полномочия, когда издавало этот запрет и просили суд признать недействующим со дня вступления в силу подпункт 3.6 пункта 3 постановления Правительства Брянской области от 17 марта 2020 года № 106-п «О введении режима повышенной готовности на территории Брянской области», ссылаясь на то, что его положения не соответствуют требованиям законодательства РФ, нарушают их конституционные права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, поскольку нормы права, на основании которых они приняты, с учетом отсутствия режима карантина на территории Брянской области, не предоставляют Правительству Брянской области полномочий ограничивать данные права и свободы.
Основания для принятия судом решения:
- Согласно пункту «з» части 1 статьи 72 Конституции РФ осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.К полномочиям органов государственной власти субъекта РФ отнесено решение вопросов предупреждения ЧС межмуниципального и регионального характера.Высшим исполнительным органом государственной власти Брянской области является Правительство Брянской области, осуществляющее деятельность на постоянной основе, возглавляемое Губернатором Брянской области, который является его председателем.
Изданные Правительством области акты нормативного характера являются обязательными для исполнения на территории области.
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что постановление Правительства Брянской области от 17 марта 2020 года № 106-п «О введении режима повышенной готовности на территории Брянской области» (в редакции постановления Правительства Брянской области от 03 апреля 2020 года № 136-п) принято уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением требований законодательства к форме издаваемых им нормативных правовых актов, порядку принятия и введения их в действие.
2. Что касается соответствия постановления федеральному и региональному законодательству –
Пунктом 1 постановления Правительства Брянской области от 17 марта 2020 года № 106-п на территории Брянской области для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций введен режим повышенной готовности.
Постановлением Правительства Брянской области от 30 марта 2020 года № 127-п пункт 3 оспариваемого постановления дополнен подпунктом 3.6. В соответствии с ним гражданам запрещено покидать места проживания (пребывания), кроме некоторых исключений – на работу (не всем), экстренно к врачу, а также в ближайший магазин, вынести мусор и выгулять собаку вблизи жилища.
Постановление принято Правительством Брянской области в связи с угрозой распространения на территории Брянской области короновируса, Постановлением Правительства РФ от 14.03.2020 г. № 285 установлено, что в настоящее время имеет место масштабное распространение COVID-19 в мире. ВОЗ объявлена пандемия . Постановлением Правительства РФ от 31.01.2020 г. № 66 COVID-19 включена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Согласно ст 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. К числу общепризнанных, основных, неотчуждаемых прав и свобод человека, подлежащих государственной защите, относятся, прежде всего, право на жизнь (часть 1 статьи 20 Конституции РФ) и право на охрану здоровья (часть 1 статьи 41 Конституции РФ) . Государство должно защищать право граждан на жизнь и здоровье, обеспечивать его реализацию, уделяя надлежащее внимание вопросам предупреждения произвольного лишения жизни и здоровья, а также обязано принимать все разумные меры по борьбе с обстоятельствами, которые могут создать прямую угрозу жизни и здоровью граждан.
Таким образом, оспариваемое постановление Правительства Брянской области направлено на обеспечение реализации и защиту гарантированных Конституцией РФ прав неопределенного круга лиц, проживающих и (или) прибывших на территорию Брянской области.
3. Право гражданина РФ на свободу передвижения не является абсолютным, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции РФ оно может быть ограничено федеральным законом в той мере, в какой это необходимо, в том числе, в целях защиты здоровья, прав и законных интересов других лиц.
Статьей 8 Закона РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» предусмотрена возможность ограничения указанных прав не только на территории, где введено чрезвычайное положение, но и на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности.
Постановлением Правительства Брянской области от 17 марта 2020 года № 106-п (с последующими изменениями) на территории Брянской области был введен режим повышенной готовности, предусматривающий особые условия проведения массовых мероприятий, передвижения граждан, деятельности организаций в связи с угрозой распространения на территории Брянской области коронавирусной инфекции.
С учетом этого, суд приходит к выводу о том, что положения подпункта 3.6 пункта 3 вышеназванного постановления Правительства Брянской области соответствуют требованиям Закона РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации».
4. Согласно подпункту «б» пункта 6 статьи 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации органы управления и силы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционируют в режиме повышенной готовности.
В соответствии Законом Брянской области от 30 декабря 2005 года № 122-3 «О защите населения и территорий Брянской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» Правительство Брянской области в пределах своей компетенции вводит режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
С учетом вышеназванных норм права, принимая во внимание необходимость обеспечения прав граждан на защиту жизни и здоровья в связи с угрозой распространения на территории Брянской области коронавирусной инфекции Правительство Брянской области постановлением № 106-п от 17 марта 2020 года правомерно ввело режим повышенной готовности на территории Брянской области.
5. Неисполнение Правительством области требований законодательства об обеспечении защиты граждан от угрозы распространения коронавирусной инфекции способно привести к умалению и недопустимому ограничению гарантированного Конституцией РФ права на жизнь, что является прямым нарушением ее требований, установленных ч. 3 ст. 56;
Поэтому утверждения истцов о нарушении их конституционных прав на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства являются безосновательными.
Суд дополнительно сослался и на то, что – позднее даты принятия иска, но до рассмотрения дела, – в федеральном законодательстве появились новеллы о праве региона не просто ввести указанный режим, но и устанавливать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима ПГ, обязательные для исполнения всеми гражданами.