Доход супруга в период брака, имеет решающее значение при разделе совместной собственности в суде. Свежие примеры из практики наглядно показывают, что супруг, который в период брака не работал, рискует теперь остаться ни с чем.
Несмотря на то, что в Семейном кодексе РФ о разделе имущества супругов прописано, что все имущество супругов является их совместной собственностью, если иное не установлено брачным договором. Супруг, который в период брака не имел самостоятельного дохода по уважительным причинам, не лишается права на общее имущество (п. 3 ст. 34 СК РФ).
После развода женщина обратилась в суд, требуя признать за ней половину в нескольких объектах коммерческой недвижимости, которые приобретались мужем в период брака.
Муж не оспаривал факт совершения этих покупок, но заявил, что это не совместная собственность, а его личная, т.к. деньги подарили его родители.
Верховный суд РФ признает, что имущество, приобретенное хоть и в браке, но на средства, подаренные одному из супругов (т. е. его личные деньги), признается его личной собственностью — а значит, не делится при разводе (п. 15 ПП ВС РФ от 5 ноября 1998 г. № 15). Но это должно быть доказано — иначе имущество признается совместным в силу закона.
Мужчина не смог представить письменные договоры дарения денег с родителями, имелись только платежные документы из банка, подтверждавшие несколько крупных переводов со счетов родителей на его счета. Но, несмотря на это, суд признал факт дарения установленным — и все дело было в доходах.
Как следовало из сведений ФНС, у супруги не было доходов в течение брака. У мужа по официальным данным был нестабильный доход на уровне минимального.
Поэтому он и ссылался на то, что у их семьи не было достаточных средств, чтобы купить дорогостоящую недвижимость, и в объекты вкладывались деньги, полученные им от родителей в дар. Договоры дарения заключались устно, по факту переводов денежных средств (которые подтверждались банковскими выписками).
Действительно, закон позволяет совершать дарение денег устно: договор считается заключенным в момент передачи вещи от дарителя и не признается ничтожным — только доказывать его можно всеми средствами, кроме свидетельских показаний (ст.ст. 574, 161 ГК РФ).
Но поскольку у мужа были именно документы, из которых следовало, что он получил деньги от родителей, суд признал факт дарения. Родители, разумеется, подтвердили, что они дарили деньги именно сыну, а не его семье — плюс, у них имелись доходы, позволявшие дарить такие суммы.
Поскольку семейным законодательством установлена презумпция возникновения режима совместной собственности супругов на приобретенное в период брака имущество независимо от того, на чье имя оно оформлено, а обязанность доказать обратное и подтвердить факт приобретения имущества в период брака за счет личных денежных средств возложена на супруга, претендующего на признание имущества его личной собственностью, а как следует из материалов дела супруг доказал приобретение недвижимого и движимого имущества за счет личных денежных средств.
Так что у супруги в этом споре не было шансов отстоять свое право на половину общей недвижимости: суд отказал ей, и вышестоящие инстанции согласились (Определение Второго КСОЮ, №8Г-4890/2024).
Как видно, отсутствие официального дохода в период брака ставит супруга в уязвимое положение: в случае раздела общей недвижимости он проиграет, если не сможет подтвердить факт дарения денег от обеспеченных родственников, а второй супруг — сможет.