Кто-то из Вас сталкивался с клеветой, травлей, распространением недостоверной информацией о Вас, либо о Вашей компании в интернете? Посты в соцсетях, негативные отзывы и т.д. Давайте разбираться как можно разобраться с обидчиками и что для этого нужно.
Пост в интернете не всегда можно отнести к порочащей честь и достоинство информации.
Что говорит нам закон?
п. 5 Обзора практики рассмотрения судами дел по спорам о защите чести, достоинства и деловой репутации, утв. Президиумом ВС РФ 16 марта 2016 г.
размещенный в социальной сети пост не является предметом судебной защиты по спорам о защите деловой репутации, поскольку представляет собой субъективное суждение лица
Но из этого правила есть исключения.
п. 20 Обзора судебной практики ВС РФ № 1, утв. Президиумом ВС РФ 16 февраля 2017 г.
в качестве примера приведен спор, при разрешении которого Суд уточнил, в каком случае пост в социальных сетях все же может стать основанием для предъявления иска о защите деловой репутации.
23 марта 2015 года женщина разместила в социальной сети пост, в котором указала, что заявленная компанией “Р” стоимость работ занижена и является “изначально демпинговой”, а также что “конкурсная документация свидетельствует либо о полной некомпетентности ее составителей, либо о наличии коррупционной составляющей в виде договоренности заказчика с потенциальными исполнителями”.
По мнению компании “Р”, такая информация порочит ее деловую репутацию, в связи с чем она обратилась в суд. В своем исковом заявлении организация указала, что пост привел к отказу потенциальных подрядных организаций от участия в конкурсе, и в итоге он был признан несостоявшимся – из-за чего компания понесла убытки, связанные с необходимостью оплачивать услуги третьих лиц.
Суд первой инстанции в удовлетворении иска отказал . Вышестоящие суды оставили этот акт без изменения. Судьи посчитали, что публикацию информации в социальной сети, по мнению судей, нельзя признать порочащей деловую репутацию, поскольку она представляет собой высказанные ответчиком суждения и субъективное мнение.
Не согласившись с этой позицией, компания “Р” обратилась в Верховный суд Российской Федерации.
Верховный суд напомнил, что юридическое лицо вправе требовать опровержения порочащих его деловую репутацию сведений, если лицо, распространившее такие сведения, не докажет, что они соответствуют действительности (п. 1, п. 11 ст. 152 ГК РФ).
При этом обстоятельствами, имеющими значение при рассмотрении подобных дел являются:
- факт распространения ответчиком сведений об истце;
- порочащий характер этих сведений;
- несоответствие их действительности (п. 7 Постановления Пленума ВС РФ от 24 февраля 2005 г. № 3 “О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц” ).
Если хотя бы одно из этих обстоятельств отсутствует, иск не может быть удовлетворен.
ВС РФ также подчеркнул, что распространением сведений, порочащих деловую репутацию юридических лиц, является в том числе и распространение информации в Интернете.
Факт распространения оспариваемых сведений С. не отрицала. Но вместе с тем полагала, что эта информация не носит порочащего характера, поскольку является выражением ее субъективного мнения. Нижестоящие суды с этим согласились
А вот ВС РФ отметил, что при рассмотрении дел о защите чести, достоинства и деловой репутации необходимо различать имеющие место утверждения о фактах, действительность которых можно проверить, и оценочные суждения, мнения и убеждения, которые не являются предметом судебной защиты, поскольку их нельзя проверить (п. 5 Обзора от 16 марта 2016 г.).
Компания “Р” посчитала, что в посте женщина публиковала не свои оценочные суждения, а излагала факты, которые можно опровергнуть и которые не соответствуют действительности. Женщина в посте выражалась утвердительно, стиль изложения информации указывал на наличие описываемых фактов в реальной действительности .
Кроме того, даже если информация изложена как субъективное мнение автора, она может быть основанием для заявления требования о защите деловой репутации (п. 6 Обзора от 16 марта 2016 г.). Например, когда такая информация носит оскорбительный характер.
С учетом этого ВС РФ отменил акты нижестоящих судов и направил дело на новое рассмотрение.
Итак, если Вы столкнулись с недостоверной информацией, вы должны:
- Обратиться в нотариальную контору для засвидетельствования нотариусом факта такого нарушения (составление протокола осмотра страниц в интернете), который будет являться доказательством при защите гражданином своих прав в судебном порядке.
- Направить претензию в адрес распространителя информации, с установлением в ней срока для удаления недостоверной информации/публикации опровержения.
- Подать иск в суд о защите деловой репутации. В ходе судебного разбирательства сам ответчик должен будет доказать или подтвердить высказывания, которые были предоставлены на всеобщее обозрение (ст. 56 ГПК РФ и 65 АПК РФ). Вам, как истцу, перед обращением в суд следует корректно оценить информацию на предмет возможности подтверждения спорной информации ответчиком. Одним из залогов успеха будет ваша уверенность в том, что ответчик не сможет подтвердить факты, изложенные в спорном материале.
Вы должны это знать:
В соответствии с пунктом 5 ст. 152 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), если сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, оказались после их распространения доступными в сети Интернет, гражданин вправе требовать удаления соответствующей информации, а также опровержения указанных сведений способом, обеспечивающим доведение опровержения до пользователей сети Интернет.
Данные правила, в силу пункта 11 ст. 152 ГК РФ, применяются и к защите деловой репутации юридических лиц.
Гражданин, в отношении которого распространены сведения, порочащие его честь, достоинство или деловую репутацию, наряду с опровержением таких сведений или опубликованием своего ответа вправе требовать возмещения убытков и компенсации морального вреда, причиненных распространением таких сведений.
Не позволяйте никому высказываться негативно о Вас!