1 февраля 2019 года было вынесено Постановление Конституционного суда РФ № 7-П “по делу о проверке конституционности п.п. “п” п. 2 Перечня видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей”.
Фабула дела:
Гражданин Г.А.Белосков заключил с предприятием соглашение об использовании его личного автомобиля, в связи с тем, что его работа носит разъездной характер, и ему за это предоставляются соответствующие компенсационные выплаты.
20 июня 2015 года отделом судебных приставов на основании судебного приказа мирового судьи возбуждено исполнительное производство о взыскании с Г.А.Белоскова алиментов на несовершеннолетних детей в размере 1/2 его дохода.
17 февраля 2016 года судебный пристав-исполнитель вынес постановление об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы Г.А.Белоскова, в соответствии с которым с должника необходимо производить взыскание алиментов и задолженности по уплате алиментов на несовершеннолетних детей в размере 70 процентов от его дохода начиная с момента получения указанного постановления. Данное постановление было направлено судебным приставом-исполнителем в адрес работодателя.
В связи с тем что работодателем производилось удержание алиментов не только с заработной платы, но и с компенсационных выплат, предоставляемых Г.А.Белоскову за использование его личного автомобильного транспорта, заявитель, считая такие действия работодателя незаконными, обратился в суд.
Дошел он до Верховного суда, в итоге получил определение Верховного Суда Российской Федерации от 26 декабря 2017 года, согласно которому ему было отказано в исковых требованиях. Суд пришел к выводу, что алименты подлежат удержанию с компенсационных выплат, получаемых работником за использование им личного транспорта в процессе осуществления трудовой деятельности.
По мнению Г.А.Белоскова, подпункт “п” пункта 2 Перечня видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, как допускающий удержание алиментов с сумм компенсационных выплат, предоставляемых работнику за использование им личного транспорта в интересах работодателя, противоречит статьям 7 и 37 Конституции Российской Федерации, в связи с чем он обратился в Конституционный суд.
Семейным кодексом Российской Федерации урегулировано содержание алиментных обязательств, включая их размеры, и вместе с тем предусмотрена возможность принудительного исполнения данной обязанности путем взыскания с родителей алиментов на несовершеннолетних детей в судебном порядке (статья 80), а также установлены способы определения судом размеров взыскиваемых алиментов: в долевом отношении к заработку и (или) иному доходу алиментообязанного родителя, в твердой денежной сумме, в долях и в твердой денежной сумме одновременно (статьи 81 и 83).
Согласно статье 82 Семейного кодекса Российской Федерации виды заработка и (или) иного дохода, которые получают родители в рублях и (или) в иностранной валюте и из которых производится удержание алиментов, взыскиваемых на несовершеннолетних детей в соответствии со статьей 81 данного Кодекса, определяются Правительством Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации постановлением от 18 июля 1996 года N 841 утвердило Перечень видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей.
В пункте 2 этого Перечня определены виды иных доходов, с которых производится удержание алиментов. При этом в подпункте “п” данного пункта в качестве выплат, с которых алименты не удерживаются, указаны суммы компенсационных выплат, осуществляемых работодателем в соответствии с законодательством о труде в связи с изнашиванием инструмента, принадлежащего работнику.
Использование работником личного имущества в интересах работодателя влечет его дополнительный износ, ухудшение качества этого имущества, дополнительные затраты, т.е. фактически работник несет расходы, не связанные с использованием своего имущества для собственных нужд. В связи с этим работник, использующий с согласия или ведома работодателя и в его интересах свое личное имущество (автомобиль), имеет право на возмещение расходов при использовании личного имущества (на выплату компенсации за его использование и износ (амортизацию), а также на возмещение расходов, связанных с его использованием). Размер возмещения расходов работника определяется письменным соглашением, заключаемым с работодателем.
Соответственно, денежные средства, полученные работником в соответствии со статьей 188 Трудового кодекса Российской Федерации для возмещения понесенных им расходов, используются на поддержание личного имущества работника.
Таким образом, подпункт “п” пункта 2 Перечня видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, не соответствует Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 35 (часть 2) и 55 (часть 3).
В связи с этим, Конституционный суд РФ постановил:
Признать подпункт “п” пункта 2 Перечня видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей (утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 1996 года N 841), не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 35 (часть 2) и 55 (часть 3)
И заявил о недопустимости удержания алиментов на несовершеннолетних детей с выплачиваемых работодателем алиментообязанному работнику при использовании личного транспорта работника сумм возмещения расходов (компенсации за использование, износ (амортизацию) личного транспорта работника и сумм возмещения расходов, связанных с использованием личного транспорта).