Каждый из нас хоть раз сталкивался с интернет заказами. Интересный случай произошел при покупке через приложение ЦУМа. Мужчина в мобильном приложении ЦУМ заказал несколько предметов одежды за смешные деньги – 2787 рублей. Платеж прошел, но через некоторое время покупателю вернули деньги и сказали, что не могут отправить товары, так как их нет в наличии. Покупатель отправил претензию – требовал предоставить товар за обозначенную в заказе стоимость. ЦУМ отказал. Как объяснил универмаг, из-за технического сбоя цены отображались некорректно.
Покупатель подал в суд на магазин. Просил обязать его заключить с ним договор купли-продажи. ЦУМ выставил встречный иск – требовал признать сделку недействительной. Продавец говорил о техническом сбое, при котором все, что выбрал гражданин, стоит в 846 раз дороже.
Суд выслушал аргументы сторон и согласился с позицией продавца. По мнению суда, техническая ошибка явно следует из цен, которые отобразились во время сбоя .
По мнению суда первой инстанции, факт возникновения технической ошибки явно следует из цен, указанных в интернет-заказе истца, которые ошибочно установлены на товары в течение непродолжительного технического сбоя, а в действиях истца, осведомленного о фактических ценах продаваемого товара, при отсутствии на сайте ответчика каких-либо акций и скидок усматривается злоупотребление правом.
Суд пришел к выводу о заключении ответчиком договора под влиянием заблуждения, вызванного технической ошибкой, поскольку продавец не заключил бы данный договор на столь невыгодных для себя условиях, и признал данный договор недействительным.
Суд апелляционной инстанции и кассационный суд общей юрисдикции согласились с такими выводами.
Покупатель дошел до Верховного суда РФ, который отменил все решения судов и направил дело на новое рассмотрение. ВС объяснил Определение ВС от 06.06.2023 N 16-КГ23-6-К4:
Фиксация цены происходит в момент заключения договора между покупателем и интернет-магазином, который определяется моментом оформления заказа с присвоением ему номера, который позволяет потребителю получить информацию о заключенном договоре розничной купли-продажи и его условиях. Изменить цену, объявленную в момент оформления заказа, продавец в одностороннем порядке не вправе.
Истец оформил заказ товаров и, оплатив их стоимость, осуществил акцепт оферты на заключение договора купли-продажи, то есть договор между сторонами был заключен, в связи с чем у продавца ОАО “Торговый дом ЦУМ” возникла обязанность по передаче товара покупателю.
Иными словами, ЦУМ получил плату за товары, но не передал их покупателю. Вместе с тем продавец изменил цену, обозначенную в момент оформления заказа. По закону у покупателя есть право получить товары по той стоимости, которая указана в интернет-заказе. В случае это 2787 рублей.
ВС также отметил, что суды не сказали, а в чем заблуждался ЦУМ в этой ситуации. Еще ВС заявил, что в деле нет доказательств, что технический сбой был, а это имеет значение. Если в нем виновны третьи лица, суду следовало выяснить, исходило ли предложение купить товар по заниженной цене от ЦУМа. А еще, суды не сказали, как покупатель должен был распознать ошибку со стороны продавца, ведь продавец регулярно проводит акции.
Учитывая то, что в многих приложениях интернет магазинов реулярно происходят сбои, этот судебный акт может послужить хорошим подспорьем для потребителей.
Для консультации звоните : +7-931-237-15-22